ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
На главную
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО)
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ХИМИИ
ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ
ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Изучение химии на профильном уровне в старшей школе направлено на достижение сле-дующих целей:
· освоение системы знаний о фундаментальных открытиях в области химической науки; современ-ных представлениях о строении атома и природе химической связи в неорганических и органических соединениях; механизмах химических реакций; взаимосвязи химии с другими науками, её роли в по-знании явлений природы и практической деятельности человека;
· освоение теоретических и экспериментальных методов познания природы: выдвижение ги-потез и проведение экспериментальных исследований для их подтверждения;
· овладение умениями применять полученные знания для объяснения: причин многообразия веществ и явлений; обусловленности свойств и применения веществ их составом и строением; осо-бенностей влияния антропогенного фактора на химические закономерности циклических процессов в природе; возможных способов решения сырьевой, топливной и экологических проблем средствами химии;
· развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в про-цессе поиска решений учебных проблем, возникающих при выполнении химических исследователь-ских опытов; активного участия в обсуждениях вопросов истории химии и ее современного развития, жизненно важных проблем, связанных с химией;
· воспитание убеждённости в познаваемости окружающего мира; творческого отношения к процессу познания; уважения к творчеству ученых и практиков; потребности критически осмысливать и ис-пользовать для пополнения своих знаний информацию, связанную с химией; потребности в экологи-чески грамотном поведении в повседневной жизни;
· приобретение компетентности, необходимой для решения практических задач повседневной жиз-ни, использования химических знаний и умений для обеспечения безопасности жизнедеятельности человека; самостоятельного приобретения знаний в определенной области химии в соответствии с выбранным профилем обучения.

Реализация указанных целей и формирование названных компетентностей достигается в результате освоения следующего содержания образования.
ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ХИМИИ. МЕТОДЫ
ПОЗНАНИЯ ВЕЩЕСТВ И ХИМИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ
Химия – область естествознания и практической деятельности . Краткая история развития химии.
Химия неорганическая и органическая, аналитическая и физическая. Взаимосвязь химии с математи-кой, физикой, биологией, геологией, астрономией.
Методы познания веществ и химических процессов: наблюдение, химический эксперимент, измере-ние. Идентификация соединений. Хроматография и спектроскопия. Правила работы с веществами и обору-дованием.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХИМИИ.
ОСНОВНЫЕ ХИМИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ И ЗАКОНЫ
Химический элемент. Современные представления о строении атома. Изотопы. Нуклиды. Понятие об электронном облаке. Строение электронных оболочек атомов. Радиусы атомов, их периодические измене-ния в системе химических элементов. Понятие об элементах c разными формами электронных орбиталей. Понятие о ядерных превращениях при получении новых химических элементов.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Развитие на-учных знаний о периодическом законе и периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, значение периодического закона для развития теории и практики.
Закон сохранения массы веществ и энергии при химических реакциях. Закон Авогадро. Молярный объем газов. Объемные отношения газов при химических реакциях.
Закономерности химических реакций (кинетика и энергетика процессов).
Дисперсные системы. Растворы истинные и коллоидные.
Вещества молекулярного и немолекулярного строения, постоянного и переменного состава. Виды хи-мической связи. Атомная (ковалентная) связь. Способы образования ковалентной связи. Длина и энергия связи. Понятие об электроотрицательности химических элементов. Степень окисления. Ионная связь, ее образование. Заряд иона. Водородная связь. Металлическая связь. Типы кристаллических решеток (ионная, атомная, металлическая, молекулярная).
Строение органических соединений. Основные положения учения А.М. Бутлерова о химическом строении органических соединений, представления о валентном состоянии атома углерода в органических соединениях, виды взаимного влияния атомов в молекулах.
Изомерия, ее виды. Гомологи. Функциональные группы в органических соединениях. Классификация органических веществ.
НЕОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА
Кислород, озон. Сера и ее соединения. Серная кислота разбавленная и концентрированная. Соли сер-ной кислоты. Понятие о кислых солях. Значение серной кислоты и ее солей. Азот. Оксиды азота, их химиче-ские свойства. Аммиак. Соли аммония. Азотная кислота, ее окислительные свойства. Нитраты. Фосфор и его важнейшие соединения. Азотные, фосфорные и калийные удобрения, микроудобрения. Углерод. Аллотро-пия углерода. Оксиды углерода, строение их молекул, химические свойства. Карбонаты и гидрокарбонаты, их превращения в природе. Кремний и его соединения.
Характерные химические свойства неорганических веществ различных классов. Понятие о комплекс-ных соединениях.
ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА
Углеводороды. Характерные химические свойства углеводородов различных классов: предельных, не-предельных, ароматических. Учение о гомолитических и гетеролитических процессах. Правило В.В. Марков-никова. Заместители I и II рода. Реакции полимеризации. Взаимное влияние атомов в молекулах.
Кислородсодержащие органические соединения. Предельные одноатомные спирты: метанол, этанол. Изомерия углеродного скелета и функциональной группы. Этиленгликоль и глицерин как представители многоатомных спиртов. Особенности их строения и химических свойств. Фенол, его строение и характерные свойства, взаимное влияние атомов в молекуле фенола. Альдегиды: муравьиный и уксусный, особенности их строения и химических свойств. Кетоны: ацетон, строение и свойства.
Предельные и непредельные карбоновые кислоты. Уксусная кислота, стеариновая, пальмитиновая и олеиновая кислоты – одноосновные кислоты, щавелевая – двухосновная кислота.
Азотсодержащие органические соединения. Нитросоединения. Нитробензол. Амины, классификация, строение, свойства. Синтез анилина реакцией Зинина. Азотсодержащие гетероциклы. Электронное строение аминогрупп. Аминокислоты как амфотерные органические соединения.
Генетическая связь основных классов углеводородов, галоген-,кислород-, азотсодержащих органиче-ских веществ. Современный органический синтез.
ПРИРОДНЫЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ
Роль органической химии в формировании фундаментальных знаний о жизнедеятельности организ-мов, а также в развитии современной медицины. Характеристика важнейших классов природных соедине-ний и их синтетических биорегуляторов.
Жиры (липиды). Их строение. Роль липидов в формировании клеток высших организмов. Химические особенности жиров, гидрогенизация, гидролиз.
Мыла, как поверхностно-активные вещества. Углеводы, их классификация. Глюкоза, фруктоза, рибоза и дезоксирибоза, сахароза, крахмал, целлюлоза, их строение, химические свойства, биологическое и про-мышленное значение.
Белки как биополимеры. Структура белков. Азотсодержащие гетероциклические соединения. Азоти-стые основания и нуклеиновые кислоты.
ВЫСОКОМОЛЕКУЛЯРНЫЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ
СОЕДИНЕНИЯ
Общие понятия химии высокомолекулярных соединений: мономер, полимер, структурное звено, сте-пень полимеризации, средняя молекулярная масса. Пространственная структура полимеров. Термопластич-ные и термореактивные полимеры. Полиэтилен, полипропилен, полистирол, фенолформальдегидные смолы. Их, получение, свойства. Виды синтетических каучуков. Работы С.В. Лебедева по синтезу каучука. Синтети-ческие волокна: лавсан и капрон. Их получение и свойства.
ХИМИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Роль химии как одной из производительных сил общества. Практическое значение важнейших метал-лов, неметаллов и их соединений. Минеральные удобрения, их практическое значение. Проблема правиль-ного хранения и рационального использования минеральных удобрений. Общие научные принципы химиче-ского производства. Химические реакции, лежащие в основе промышленного получения серной кислоты, аммиака, метанола, чугуна, стали. Природные источники углеводородов: природный газ, каменный уголь, нефть, попутный нефтяной газ, использование продуктов их переработки в качестве топлива и в химиче-ском синтезе. Октановое число бензина. Важнейшие строительные материалы: стекло, цемент, бетон, желе-зобетон. Экологические проблемы связанные с неорганической и органической химией: нарушение озоново-го слоя, парниковый эффект, ионы тяжелых металлов в бассейнах и почве, кислотные дожди, канцероген-ные вещества. Понятие о ПДК веществ, вредных для здоровья и состояния окружающей среды. Биологиче-ская роль жиров, углеводов, белков. Роль химии в решении топливной и сырьевой проблем.
Случаи загрязнения окружающей среды как следствие химической безграмотности в осуществлении производственных процессов и неправильного хранения и использования веществ в быту, сельском хозяй-стве. Способы защиты окружающей среды от загрязнений, сбор и переработка вторичного сырья.
Понятие о химических проблемах здорового образа жизни. Вред табакокурения, употребления алко-голя, наркотиков.
Наблюдение и описание свойств химических элементов и их соединений на основе таблицы «Пе-риодическая система химических элементов Д.И. Менделеева»; свойств неорганических и органических ве-ществ различных классов; объяснение сходства и различий в свойствах веществ особенностями их состава и строения.
Проведение опытов: 1) по изучению условий проведения и признаков химических реакций различ-ных типов с участием неорганических и органических веществ; 2) по сравнению скоростей химических ре-акций при изменении условий их проведения; 3) по экспериментальному доказательству принадлеж-ности веществ к определенным классам; 4) по осуществлению реакций гидролиза солей; 5) по распознава-нию пластмасс, синтетических и натуральных волокон; 6) по приготовлению истинных растворов с опре-деленной молярной и нормальной концентрацией растворенного вещества; 7) по приготовлению коллоид-ных растворов и сравнение их свойств со свойствами истинных растворов.
Практическое применение химических знаний: для обнаружения катионов и анионов в раство-рах; устранения временной и постоянной жёсткости воды; для защиты металлических изделий от коррозии, удаления ржавчины и накипи с поверхности посуды, бытовых изделий; «гашения» соды уксусом при выпеч-ке хлеба и кондитерских изделий; распознавания наиболее известных в быту пластмасс (полиэтилен, поли-винилхлорид), натуральных и синтетических волокон (шелк, шерсть, капрон, вискоза); для безопасного об-ращения с горючими веществами – газами и жидкостями – и применения необходимых способов прекраще-ния горения веществ; объяснения механизмов действия на организм токсичных веществ, табака, алкоголя и наркотиков; для соблюдения правил работы с веществами и оборудованием при проведении химического эксперимента в лаборатории и при использовании веществ в повседневной жизни.
Проведение вычислений: 1) молярной массы веществ; 2) массовой доли химических элементов в соединениях; 3) массовой доли растворенного вещества в растворах; 4) массы (или количества вещества) по известной массе (или количеству вещества) одного из веществ, участвующих в реакции; 5) объемных отношений газов при химических реакциях; 6) массы или объема продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке или имеет примеси, или дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенно-го вещества; 7) определение молекулярной формулы органического вещества по массовой доле химических элементов и количественных данных о продуктах реакции горения.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
ВЫПУСКНИКОВ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ
В результате изучения химии на профильном уровне ученик должен
Знать и понимать:
· химические понятия: состав атомных ядер, изотопы, строение электронных орбиталей атомов хи-мических элементов, молярный объём газов, обратимость химических реакций, химическое равнове-сие и условия его смещения, молярной и нормальной концентрации растворов, дисперсные системы, истинные и коллоидные растворы, комплексные соединения, изомерия, гомология, функциональные группы органических соединений;
· учения и законы: закон Авогадро, периодический закон Д.И.Менделеева, учение А. М. Бутлерова о химическом стро-ении органических веществ; учений о химической кинетике и термодинамике про-цессов.
Уметь (владеть способами познавательной деятельности):
· определять и распознавать: принадлежность веществ к соответствующему классу; степени окис-ления химических элементов; заряд ионапо формулам соединений; вид химической связи в неоргани-ческих и органических соединениях; тип кристаллической решетки в веществах; характерные свойст-ва высших оксидов металлов и неметаллов, а также их гидратных соединений; типы химических ре-акций по всем известным признакам классификации; окислитель и восстановитель в окислительно-восстановительных реакциях; реакцию среды растворов различных солей; вид гибридизации элек-тронных облаков атомов углерода в органических соединениях; возможность образования водород-ной связи между молекулами органических веществ;
· характеризовать и описывать: строение электронных оболочек атомов химических элементов; теоретическое и практическое значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева; свойства химических элементов (первых четырех периодов) и их соеди-нений на основе положения в периодической системе и строении атома; общие химические свойства кислот, оснований, амфотерных соединений и солей на основе представлений об окислительно-восстановительных реакциях и реакциях ионного обмена, свойства органических веществ; химическое загрязнение окружающей среды, его источники, способы защиты от загрязнений; условия коррозии и способы ее предупреждения; условия горения и способы его прекращения; вклад ученых в развитие химии и реализацию ее приложений;
· объяснять: зависимость свойств неорганических и органических веществ от их состава и строения; обусловленность свойствами веществ их применения и значения в природе; физический смысл число-вых обозначений в таблице «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева»; зави-симость свойств веществ от особенностей кристаллической решетки; зависимость химических свойств органических веществ от вида химической связи и наличия функциональных групп; сущность реакций ионного обмена и процессов окисления и восстановления; гомолитических и гетеролитических реак-ций, причины многообразия неорганических и органических веществ;
· классифицировать: неорганические и органические вещества по их составу и свойствам; химиче-ские реакции; вещества по их токсичности и пожароопасности;
· составлять: химические формулы оксидов и соответствующих им гидратных соединений, солей, во-дородных соединений элементов; молекулярные, структурные и электронные форму

Сайт создан в системе uCoz